Черный квадрат - это Белый круг

Сан-Торас
       Немало прочел я о “Черном квадрате”  Малевича.
Впечатление такое, что каждый  пытается забить свой гол в ворота его квадрата.
Каждый понимает, что это произведение не требует особого мастерства - практически любой может нарисовать квадрат, круг, треугольник и др. геометрические фигуры.
 Значит,   дело не в мастерстве живописца, а в идеях.
Но  никто  по-человечески не объяснил, что такое “Черный квадрат” – в чем фишка?
Во всяком случае, мне не встретилось внятного пояснения, и, судя по тому, что  слышу от других, вижу, что «Квадрат»  для большинства остается за гранью понимания.
Каждый придумывает на этот счет что-то мутно-свое - вот и я решил  придумать свое,  насколько мне самому доступны выдумки:)
Сначала стихи - это святое!
         
  ~<>~~<>~~<>~   

Ты - вечности заложник… БП.

Бессонница -  ах, он заснуть бы рад,
Ночное небо звездность обещало.
Оконной рамой схваченный квадрат -
Конец всему. Конец или начало?

Запечатлеешь ночь, автопортрет -
Безумство красок!  То и это было.
Тогда он написал сплошное  «НЕТ»
Оконной рамой, чернотой бескрылой.

С тех пор не умолкает ярый спор:
Что это?  Вызов, прихоть бракодела?!
Прикол, шедевр, насмешка или вздор -
Чернить квадрат?! – Неслыханное дело!

Ты дух искусства в темя поразил.
В обмен на чувства - обморок квадрата:
Изобрази ромашки, Казимир!-
Лужок ромашковый в пучке заката!

Мир изумленно на квадрат взглянул:
«Глумишься ты над нами?!  Ты безбожник!»
Была бессонница. Ах, если б он заснул…
Не засыпай! "Не спи, не спи художник."

~<>~~<>~~<>~

Итак, "Черный квадрат"   я бы начал с "Белого круга"!
Ибо по идее «Черный квадрат» - это и есть «Белый круг».
Представьте,  некто -  назовем  его Художник -  открыл закон: оказывается,
 белый цвет содержит в себе  все цвета радужного спектра!
Пораженный этим открытием, Художник  немедленно изобразил круг, а в нем семь цветов: красный, желтый, зеленый, синий…
 Но если  раскрутить этот "цветной круг", то он станет  не цветным, а чисто белым - абсолютно белым!
Тогда художник нарисовал просто “Белый круг” и назвал картину «Радуга».
Красивая идея, правда?
 – Сам придумал!
А ведь это ход!… Ход к пониманию темы.

Большинство не оценит "Белый круг":
 –  Ну и что? - скажет Большинство - такое  каждый может нарисовать! Простой “Белый круг” – кому это нужно?!
 Но  тем, кому интересно открыть радугу в белом,   мой “Белый круг” покажется чудесным произведением!
Исходя из  "Белого круга",  думаю, что «Черный квадрат» Малевича -  не апофеоз живописного мастерства, но мысль, поданная изобразительными средствами.
“Квадрат” бессмысленно рассматривать как натюрморт или пейзаж, он не для любования, он для размышления.
Художник всегда стремится к обновлению искусства.
 В переосмыслении живописных приемов современниками Малевича владела идея преодоление салонного академизма  как живописи для украшения стен.
И поиски этой идеи осуществлялись методом редукции.
- Редукция - ху из ит?
- Это  попытка отбросить основные элементы, составляющие саму сущность картины.
Художники стали убирать один элемент за другим и смотреть – продолжает картина действовать на зрителя или нет?
Так возникли в живописи  различные направления:  импрессионисты, фовисты, кубисты, пуантилисты … и т.п.
Как происходило в реальности возникновение и развитие направлений?
Что сделали, например, эти самые  импрессионисты?
 Они выбросили из картины, казалось,  самое главное -  сюжет.
  Монэ  писал не жанровые сцены (типа Сурикова - "Боярыня Морозова" - сани, народ,  казнь в перспективе ) - а просто «Руанский собор».
Но не просто собор, а во все времена суток: утром, днем, вечером.
 Для чего это?
Для того,  чтобы зыбкие очертания, свето-воздушная среда,  сама вибрация цвета,   смешиваясь в глазу зрителя, формировала образ в момент созерцания!
Имперссио - означает впечатление.
- Что из этого вышло?
- А вот что!
 - Оказалось,  и без  “истории” отлично!
Картина  продолжает воздействовать на зрителя.
 Значит,  можно обойтись и без сюжета!
Далее  в поиск новых  живописных приемов  включились постимпрессионисты!
- Аааа, вы можете написать полотно без сюжета?
- Можем! - кивнули импрессионисты – Вот вам собор – любуйтесь!
- Что сказать?  Красота.
- Но у Вас там многообразие тонов, оттенков, глубина.
А без этого вы бы могли создать картину?

И  постимпрессионисты начали экспериментировать со светотенью и воздухом!
Они убрали из картин  само сердце живописи -  градации цвета, переходы,  оттенки.
- А кто может локально, не смешивая красок,  написать картину?
Молчание…
-Ааааа - вот Вам Поль Гоген – только желтый, только красный, только синий!
 Что сказать?
- Красота!
Постимпрессионисты сводили живопись к тональному единству, что прежде казалось немыслимо.
 И Поль Гоген писал  в таитянский период в новой, декоративно-локальной манере – не смешивая краски - это не просто живопись, это идея.
И оказалось,  не в свето-воздушной среде суть! – картина все равно работает - воздействует на зрителя!
 
- А слабо отказаться от перспективы? Чтобы никакой глубины никакого второго плана? - заявили фовисты  (означает «дикие»).
Молчание…
И тогда фовисты обратились к лапидарным формулам, то есть  вообще отказались от объема!
Господин Матисс  покусился на сам принцип живописи! Он убрал  вторые планы, многослойность, объемное изображение.
И написал плоскостные картины: «Танец», «Музыка» - когда сам рисунок и контрастное сочетание цвета не преломляют плоскость.
- Ну?  Как впечатление?
- Мощное!
Вывод - художественная сила не в объеме!
- Ничего себе! Ну - Нифигасе!  Без сюжета, без оттенков, без объема – а работает!!!
- Изумительно!
 И тут появились абстракционисты! 
- Ах так?!    Думаете,  это все?!
Для нас ничего нового не осталось?  Не выйдет!!!
И абстракционисты вывели свою  теорию – “Иррациональная природа искусства.”
Что это означает?
А это означает, что они выбросили самоё изображение! что называется - с ума сойти!  Ни сюжета, ни портрета, ни даже Руанского собора!
Ничего!  Никакого образа.
 На холсте только ритмическое сочетание цветовых пятен и геометрических линий.
- До свидания, господа фовисты!
Мастер Кандинский убрал не только перспективу, но  даже  саму форму!
И что оказалось?
Оказалось,  и это работает!!! Вот так-то.
 – Только пятна, только  цвет,  и все равно   впечатляет – красота и точка.
- Точка?  -  не согласился господин  Малевич.
- А что такое супрематизм,  Вы знаете? ДА! - Ваша иррациональная абстракция – цвет, линии, пятна –  воздействует, но это не точка!
- Вот  что такое точка!
И Казимир Малевич не нарисовал ничего!   «Черный квадрат» - отсутствие всего.
Апофеоз Супрематизма!

Кстати - Супрематизм - ху из ит?
Это означает комбинирование на плоскости  холста геометрических фигур контрастным цветам. 
Например,  на белом черное - этим приемом  господин Малевич сделал последний шаг в направлении редукции.
Поэтому он сказал: "Я завершил живопись!"
Смысл этих слов относится не к живописи в целом, а к авангардной живописи в ее историческом развитии с середины 19 до первой четверти 20 столетия.

«Черный квадрат» поставил принципиально новые эстетические задачи в искусстве.
Как иллюстрация супрематизма, он дает иной ракурс, иной взгляд.
Это новый подход и к архитектуре  и к стилевым дизайнерским решениям.
 
Кому-то нравятся голландские натюрморты в витых рамах, в том числе и мне, а кому-то – прямые линии интерьера, минимализм, модерн - абстракция на стенах.

Что есть редукция? – Отрицание,   вот именно!
 Художнику свойственно что-то отрицать, от чего-то отказываться, чтобы найти новое - свое!
Те же законы поисков жанра  работают и в поэзии.
Изящная словесность – это не только создание образа  посредством слова  – это еще и слово-твор-чест-во.
Поэтому  приветствую  и репунсив, и психоделику, и формат А-4 - любые формы поисков и находок.
 Классика уже есть - она существует.

Зачем нам  однотипные тонны зарифмованных банальных словес -  эта шихтовая руда бесконечно использованных повторов?! – Когда уголь много раз прогорел,
 он не загорится по-новому! – Это зола, а не поэзия.

Поэт работает со словом, художник с цветом, музыкант со звуком.
У нас всего семь красок, семь нот, десять гласных - но искусство ценит неповторимость, а не повторы!

Футуристы  шли тем же путем, что и живописцы - они "сбрасывали с корабля современности» Пушкина и Рафаэля.
Пушкин и Рафаэль, слава Богу, есть! Но теперь у нас есть еще и футуристы!

~<>~~<>~~<>~

Маяковский – «Облако»…

Эй, вы, небо,
Снимите шляпу!
Я иду.
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу
С клещами звезд
 огромное ухо.

~<>~~<>~~<>~

Как надоели  блюстители рутины!
Любя классику,  всегда буду защитить Право Художника На Поиск
 и аплодировать ему!
Не нравится «Черный квадрат» или «Белый круг»? И не надо! Не все обязаны понимать и приветствовать!
Но клеймить тоном святой инквизиции –  да еще будучи "ни аллё в теме" – это  слишком.

За всю долгую и трудную историю нашу мы, может быть, впервые оказались во времени, которое позволяет иметь выбор.
У нас есть право жить и думать свободно, а не с позволения "правящей партии".
И я снова  обращаюсь к теме «Черного квадрата»  ради права
утвердить, что  новое и в старом  найдет свою нишу.
 И то новое, что мне не нравится, и то, что на меня непохоже, и то, с чем я не соглашусь.
Можно выразить свое несогласие, но критика -  не приговор!
И отношение к творчеству не может быть  выпадом против художника - против человека! Хорошо бы усвоить эту этику  всем любителям "бульдозерных выставок".
 Кроме того, все-таки необходимо  разбираться в предмете.
 Так что висеть «Черному квадрату» в музее и служить лакмусом для прогрессивной мысли,  ибо публично выраженное суждение должно не просто понимать, что есть "Квадрат", а понимать  в квадрате!

Закончу стихами -  это святое:)))
         
~<>~~<>~~<>~

Ночь - в зеркалах,  разбитых на куски,
За рай под солнцем не затею драку!
Погас очаг от сумрачной  тоски -
Не позову ни друга, ни собаку...

Замену счастью принесет прогресс -
Живая сеть - для ловли душ онлайн!
Экран осветит землю до небес -
Жизнь отразит от центра до окраин.

Зайду на «поиск», напишу «поэт»,
Скользящей стрелкой упираясь в Гугол.
В посконной робе выпадет "Валет" –
"Квадрат Малевича - икона в угол.

Но кто не одинок?  Сильнее тьмы
Прощальный взгляд  моргающей лампады.
Одних спасут "Охранные псалмы",
Других - дома, чугунные ограды…

Не торопясь на Яндекс захожу -
Ну что,  творцы? О чем стиши слагают?
В России больше выпадет бомжу,
Чем выпадет тому, кто сочиняет!

Но все же строчит всякий обормот:
То ребусы словес, то выкрутасы,
Хоть не способен петь, а запоёт,
Чтоб выделить себя из общей массы.

Кому награды? - Букеры кому?
В идеях – штиль, туман, а где свобода?
Чьи имена повесят на  корму?
Кто дум властитель, кто поэт народа?!

Так истребляли, что не счесть потерь,
Не знаю сам я -  живы ли пииты?!
Емели мелют – "Алфавит Емель" -
Нажму «закрыть!» - что, в общем-то, «Иди ты!»

Экран погас - Малевичу виват!
Провидец ты,  художник,  – это круто!
Чернеет неразгаданный квадрат,
Как выключенный из сети компьютер.

  ~<>~~<>~~<>~

Стиши написаны лет за 10 до этой иллюстрации.

 продолжение темы http://www.stihi.ru/2014/09/29/471